3938d065

Наглядные и практические методы обучения: особенности наглядных и словесных методов обучения

Наглядные методы обучения: виды, классификация и особенности :

Наглядность – это сознательно устроенный показ объекта или его принципа действия для того, чтобы учащимся помочь его понять и применить. Наглядные методы обучения позволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления. При обучении принято использовать:

  • знаковые модели (уравнения, математические или химические формулы);
  • естественные материальные модели (муляжи, реальные предметы, геометрические тела);
  • условные графические изображения (схемы, географические карты, эскизы, чертежи);
  • динамические модели (телефильмы, диапозитивы).

Источником приобретения знаний считается наглядность.

Классификация наглядных методов обучения

Наглядные методы – это те, при которых усвоение необходимого материала значительно зависит от использования наглядных пособий, а также технических средств, используемых в данном процессе. Как правило, они используются совместно с другими способами обучения, например, словесными или практическими. На две группы можно разделить все наглядное учение:

  1. Демонстрация. Предполагает показ опытов, видеоматериалов, приборов, презентаций.
  2. Иллюстрация. Они подразумевает показ таблиц, картин, а также плакатов.

Такое деление на группы наглядных методов обучения считается условным, так в практике преподавания сложилось исторически. Оно не исключает возможности применять и другие средства наглядности: компьютеры, интерактивные доски, телевидение. Используя наглядные методы, следует соблюдать следующие:

  • соответствие наглядности возрасту детей;
  • показ осуществлять только в нужные моменты и не перегружать ими учебный процесс;
  • обеспечить хорошую видимость всем учащимся;
  • четко выделить главное, показывая иллюстрации;
  • показ сопровождать отчетливыми пояснениями;
  • согласовывать демонстрацию и содержание;
  • привлекать воспитанников к участию в процессе;
  • сочетать формы и методы подачи обучающего материала, учитывая специфику наглядных пособий.

Роль наглядных методов

Обстоятельства применения наглядных методов обучения носят противоречивый характер. Их основная задача – формирование мышления учеников на чувственно-наглядных ощущениях и приближение школы к жизни. С другой стороны, обучают детей в школе, а не в реальной жизни. До сих пор область использования наглядности в школьном обучении еще не определена.

Проведенные исследования показывают, что не все учителя имеют четкое представление об использовании наглядности, когда надо использовать ее и сколько, чтобы она была полезна, в каких случаях лучше от нее совсем отказаться, чтобы не навредить.

В учебниках по педагогике говорится, что при всех достоинствах наглядности при неумелом ее использовании можно не достичь основной цели образования, а подменить ее ярким средством. Наглядные пособия, как правило, находится в соответствии с программами и содержанием учебников, методами обучения и приемами.

Они должны удовлетворять научным и эстетическим требованиям и соответствовать возрасту учащихся.

Связь наглядных и словесных методов

Наглядные методы обучения всегда в той или иной степени связаны со словесными. Такое тесное единство наглядности, а также слова объясняется диалектическим пониманием реальности и предполагает в единстве использовать живое созерцание, практику и абстрактное мышление. Основные формы сочетания слова и наглядности следующие:

  • используя слово, под руководством учителя ученики наблюдают за объектом, знания они получают в процессе наблюдения из самого объекта;
  • с помощью слова, полученных наблюдений и знаний учащихся учитель ведет их к осмыслению явлений и связей, которые нельзя усмотреть в процессе восприятия;
  • все сведения об объекте ученики получают из словесных объяснений учителя, а наглядные пособия конкретизируют и подтверждают словесные сообщения.

Опираясь на наблюдения школьников, учитель объединяет полученные ими сведения, делает обобщения и соответствующие выводы. Существуют разные формы обучения, которые связывают наглядность со словом. В зависимости от содержания темы, имеющихся знаний учащихся, наличия наглядных средств, следует рационально сочетать словесный и наглядный методы обучения в каждом определенном случае.

Наглядные и практические методы обучения

Как было изложено ранее, существуют две группы наглядных методов:

  • иллюстрации – показ учащимся иллюстрированных пособий (портретов ученых или зарисовок на доске, в том числе и сделанных самими учащимися, карт, которые способствуют осознанию изучаемого материала);
  • демонстраций – использование опытов, технических установок, препаратов, учебных телепередач и фильмов.

Кроме этого, наряду с наглядными, широко используются и практические методы обучения. К ним можно отнести:

  1. Беседу – это обучение в форме вопросов и ответов. Она применяется на любом этапе обучения и используется для:
  • получения новых сведений;
  • закрепления полученных сведений;
  • контроля и оценки знаний;
  • повторения ранее изученного материала.

При проведении бесед следует выполнять следующие требования:

  • учитель должен формулировать вопросы четко и кратко, задавая их в логической последовательности, заставлять мыслить ученика, но не перегружать количеством;
  • ученик обязан давать полные, аргументированные ответы, отражающее самостоятельное мышление, излагать их в литературной форме, конкретно и ясно;
  • обращаться ко всему классу с вопросом и только после небольшой паузы называть фамилию отвечающего ученика.

При правильной постановке вопросов она может носить эвристический характер и учащиеся смогут найти решение поставленной проблемы самостоятельно.

  1. Диспут – в основном применяется при проведении внеклассных мероприятий при обсуждении тем, затрагивающих злободневные вопросы.
  2. Экскурсия – мероприятие, носящее образовательный характер. Ее проводят как перед изучением нового материала, так и по окончании для его закрепления.
  3. Эксперимент и лабораторная работа – во время проведения занятия учащиеся практически применяют полученные знания. Для успешного проведения необходимо качественное оборудование, четкая инструкция от учителя и жизненное значение эксперимента.
  4. Работа с учебником – самостоятельное изучение материала, используя учебные пособия.
  5. Игра – используется для проведения досуга с элементами познавательной деятельности.
  6. Упражнения – метод для повторения полученных знаний. Вырабатывает навыки и развивает умственные способности детей.

Во всех перечисленных практических методах обучения в педагогике возможно применение и разных наглядных средств. А совместное применение наглядных и практических методов обучения дает отличные результаты.

Приемы и наглядный метод

Показ картин, иллюстраций, таблиц, демонстрация видеофильмов, слайдов, диафильмов – все эти наглядные средства являются важным методом обучения детей, которые позволяют решить многие дидактические задачи.

Метод иллюстраций формируют наглядные образы статического характера, а метод демонстраций используют для создания динамических наглядных примеров.

Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, оказывают влияние на развитие мышления.

При обучении подрастающего поколения используют приемы наглядного метода обучения – показ образца и показ способов действий. Данные приемы основаны на подражании и дают возможность ребенку освоить новые знания и умения.

Показ выполнения действий в определенном порядке используется на музыкальных и спортивных занятиях, на уроках по изобразительной деятельности и трудовому обучению. Этот прием ставит перед детьми задачу выполнять предстоящую работу, концентрирует их память и внимание.

Показывать надо четко и точно, чтобы детям было понятно каждое движение и особенности его выполнения. Действия должны сопровождаться словом.

Наглядные методы обучения на уроках русского языка

Наглядные пособия по русскому языку позволяют базироваться на зрительном и слуховом восприятии учащихся. Использование наглядности помогает активизировать внимание учащихся, что помогает им быстрее и основательней усвоить материал. При изучении русского языка используют следующие виды наглядных пособий:

  • Таблицы – это записи в виде текста или чисел, расположенные в установленном порядке. Данные часто размещены в колонки или сгруппированы вместе рисунки и схемы с текстом. По назначению они делятся на познавательные, тренировочные и инструктивные.
  • Иллюстрации – рисунки и схемы разных предметов, находящиеся в учебнике. К отдельным упражнениям иллюстрации делают на листах бумаги или используют диапозитивы.
  • Дидактический материал – специально разработанные пособия для самостоятельной работы учащимся. Они предназначены для формирования навыков написания.

Наглядные методы обучения применяют как при объяснении новых сведений, так и при их закреплении. Дидактический материал с использованием карточек иногда освобождает учащихся от переписывания упражнений, что позволяет выполнить больше заданий. Часть наглядных пособий учащиеся способны изготовить сами. Это помогает им лучше разобраться с изучаемым материалом, а иногда и вызывает заинтересованность.

Наглядные методы на уроках физкультуры

Методы наглядного обучения на уроках физкультуры способствуют скорому и верному усвоению материала и увеличивают заинтересованность в изучаемых действиях. Действенность методов во многом зависит от их соответствия возрасту учащихся. Наглядность особенно результативно воспринимается учениками младших классов.

У них развито чувство подражания, склонность следовать живому примеру. Кроме этого, на начальных этапах обучения методы наглядности используются чаще, чем при закреплении и совершенствовании. В последнем случае их применяют для устранения ошибок. На уроках физического воспитания пользуются: схемами, плакатами, демонстрацией кинофильмов, зарисовками.

Демонстрируя наглядные пособия, учитель облегчает восприятие учащимся двигательного действия.

Наглядность на уроках чтения

Одним из важных принципов дидактики является наглядность. Обучение чтению дает возможность применять наглядность во всем ее разнообразии:

  • наблюдения окружающего мира во время экскурсий;
  • знакомство с гербариями, коллекциями, макетами;
  • демонстрация кинофильмов;
  • просмотр репродукций, картин и иллюстраций;
  • прослушивание записей текстов.

Использование диафильмов и кино применяется на уроках в виде просмотра небольших фрагментов для иллюстрации или подготовки к пересказу текста. Возможно такое использование и во время обобщающих бесед в целях пояснений при анализе текста.

Читая и изучая научно-популярные статьи, диафильм можно просматривать перед чтением или по частям в процессе работы. При подготовке к чтению используют репродукции и иллюстрации, для ознакомления с новыми явлениями, историческими событиями. При анализе и обобщении материала наглядное пособие помогает легче понять, а потом и воспроизвести текст.

При обучении чтению не надо перегружать занятия иллюстрациями, чтобы не понизить роль изучаемого текста.

Интерактивная доска – наглядное пособие

Использование персонального компьютера в школе существенно расширяет потенциал наглядных методов. Видеометод используется для подачи новых знаний, закрепления, контроля, обобщения, систематизации, повторения, т. е. выполняет все функции обучающего процесса.

Интерактивная доска дает возможность учителю управлять демонстрацией компьютера, выводя на экран репродукции, схемы, разные объекты, создавать, перемещать и изменять предметы. Используя ее на протяжении всего урока, педагог не тратит время на смену наглядных пособий, очистку доски, на написание упражнений и заданий.

Обратите внимание

На уроках по изобразительному искусству преподаватель может продемонстрировать любые произведения, приблизить изображение и обратить внимание на мелкие детали. Учитель при подготовке к уроку находит массу наглядных пособий, которые потом можно использовать многократно, не беспокоясь за их сохранность.

При использовании такой наглядности, повышается качество образования, учащиеся вовлекаются в активную работу. Применение интерактивной доски является достойным примером наглядного метода обучения в школе.

Применение наглядных методов в начальной школе

Для восприятия наглядности у детей задействованы слуховые, осязательные и зрительные рецепторы. Все виды наглядных пособий не имеют никаких преимуществ друг перед другом при их применении.

На уроках природоведения чаще всего используются природные или близкие к натуре объекты и изображения, а при изучении грамматики преобладают условные, в виде дуг и стрелок – для связи между словами. Часто используют несколько разных видов наглядности для изучения одного объекта.

В начальной школе практически ни один урок не обходится без наглядных методов обучения детей. Это связано с психологическими особенностями учащихся начальных классов.

Наглядные методы помогают развить воображение, память и мышление. Важным моментом является целенаправленное использование наглядных средств. Не следует загромождать учебный процесс большим числом наглядных пособий, чтобы не отвлекать детей от восприятия материала и не мешать им сосредоточиться на главном.

При обучении наглядность всегда сочетается со словесными пояснениями. Учитель руководит наблюдением, которое осуществляют ученики. Знания они получают, рассматривая внешний вид объекта, его структуру и протекающие в нем процессы.

Возможна и другая форма применения наглядности, когда учитель рассказывает все об объекте, а потом показывает его для подтверждения и уточнения изложенного материала. В первом случае учащиеся полностью вовлечены в процесс обучения и делают собственные открытия, что ведет к лучшему усвоению материала. Во втором – они пассивные наблюдатели.

Особенности наглядного метода обучения как раз и заключаются в возможности его применения в различных формах сочетания слова и наглядности.

Экскурсии – наглядный метод обучения

Информационное общество, в котором живут школьники, требует от них умения отобрать нужную информацию и научиться с ней работать. Те же самые проблемы стоят и перед учителем. Он должен быть готовым ответить на любой вопрос учащихся.

Для этого он может воспользоваться различными методами обучения: словесным, практическим и наглядным. Среди них – экскурсия, которая относится к наглядным методам обучения. Во время проведения этого мероприятия в учебных целях происходит совместная работа учителя, экскурсовода и учащихся.

Они изучают действительность, наблюдая ее в условиях естественности – завод, сельскохозяйственное предприятие, памятники – или используют специально созданные хранилища коллекций: выставки и музеи. В ходе экскурсий достигается усвоение понятий, теоретических знаний, умений и навыков.

Экскурсионный метод развивает наглядно-образное мышление, любознательность, воображение.

Изучение английского языка с применением наглядности

Уроки английского языка без использования наглядных пособий не дают соответствующего эффекта. Самым важным моментом для учителя является правильно сочетать наглядность и словесные методы обучения для результативного усвоения системы навыков, умений и знаний. Обучающая программа может содержать игровые элементы при выполнении упражнений с применением компьютеров:

  • при заполнении кроссворда ошибочная буква высвечивается другим цветом;
  • составление предложений, когда при нажатии курсора слово встает на определенное место;
  • игра «охотник», когда выстрел (нажатие курсора) производится после правильного аудирования слова по нужной картинке;
  • соединение слова с соответствующим ему изображением.

Создавая эффективную мотивацию учащихся к получению знаний, следует разумно сочетать наглядные пособия и словесные методы обучения.

Заключение

Наглядность способствует увеличению эффективности обучения, ученик усваивает материал намного осмысленней и более заинтересованно. Она оказывает влияние на психику учащегося, мобилизуя и активизируя ее, увеличивает усвояемость материала, уменьшает утомление, тренирует воображение и упрощает весь обучающий процесс.

Средства наглядности применяют при подаче нового учебного материала, самостоятельной работе учащихся по приобретению новых знаний и умений, во время проверочных и контрольных занятий. Следует отметить, что использование наглядных методов обучения неразрывно связано со словесными и практическими приемами.

Источник: https://www.syl.ru/article/366910/naglyadnyie-metodyi-obucheniya-vidyi-klassifikatsiya-i-osobennosti

Статья на тему: Словесные, наглядные и практические методы организации внеурочной деятельности младших школьников

Словесные, наглядные и практические методы организации внеурочной деятельности младших школьников.

Организация внеурочной деятельности детей в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми, помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.

Однако надо знать, как организовать такую работу. Об этом я расскажу на примере своей программы внеурочной деятельности «Умелые ручки».

При обучении детей очень важно донести до сознания учеников весь необходимый материал. Для этого нужны современные методы. С их помощью можно вызвать у учащихся интерес и помочь овладеть детям нужными знаниями, навыками и умениями.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Методы, в основе которых лежит способ организации моих занятий: 

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Как показывает опыт ученых педагогов-психологов, наряду с другими методами обучения, в практике школьной работы видное место уделяется внимание словесному методу обучения.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. – выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами.

Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.

Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное.

 Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.

Важно

С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.

Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.

Рассказ — это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале.

Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. Продолжительность его обычно от 10-20 мин.

Рассказ составляется учителем. Его содержание не ограничивается учебником. Обычно он включает примеры, взятые из жизни, выдержки из художественных текстов, риторические вопросы и восклицания, обращение к слушателям.

Рассказ требует от учителя высокой эмоциональности и красочности, мимики, жестов. Это придает ему особую силу воздействия на слушателей.

Рассказ подразделяется на:

  • художественно-литературный;
  • описательный;
  • повествовательный (о жизни и деятельности ученых, писателей и т. д.);
  • рассказ-воспоминание;
  • пересказ прочитанного;
  • рассказ об услышанном и увиденном;

Например, воображаемые путешествия и экскурсии:

  • по истории к местам исторических событий, в музеи, к памятникам древности, в прошлое и будущее человечества;
  • по географии в разные города и страны, вокруг земли по экватору или меридиану;
  • по литературе на родину писателя или героя; по биологии на дно морское, в далекое прошлое и т. д.

Мысленные экскурсии и путешествия придают рассказу романтическую окраску, что импанирует учащимся.

Объяснение. Под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства.

Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным техническим. Оно требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов.

Совет

Объяснение тесно связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой, толкованием понятий.

Здесь большое значение, чем при пересказе, имеет непосредственная проверка хода формирования понятий у школьников, обращение к ранее усвоенному.

Инструктаж – это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ по физике, химии, биологии и т. д. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью.

В процессе обучения технологии, черчению и рисованию инструктаж сочетается с показом приемов выполнения работ, нередко уступает ему место. Впрочем, это имеет место и при организации лабораторных работ.

Инструктаж может быть: вводным (вступительным), текущим и заключительным.

Текущий инструктаж бывает фронтальным и индивидуальным. Он тесно связан с разъяснением, объяснением и показом приемов выполнения действий.

Как правило, инструктаж сопутствует практическим занятиям, экскурсиям и другим формам обучения.

Нередко применяется письменный инструктаж (задания, инструкционные карты и т. д.).

Лекция — наиболее сложный вид изложения учебного материала, в основе которого лежат одна -две ведущие идеи или проблемы.

Лекция отличается от рассказа и объяснения глубиной и широтой охвата материала, а также продолжительностью.

Обратите внимание

Применяется чаще всего на уроках гуманитарного цикла при обзоре событий, положений.

Лекция включает сообщение о научных и жизненных фактах, истории вопроса, логические доказательства и выводы, цитаты и выдержки из документов.

Она глубоко и разносторонне раскрывает объективные закономерности действительности, подводит учащихся к мировоззренческим выводам.

Положения, выдвинутые в лекции, глубоко обосновываются фактическим материалом, статистическими и научными данными.

Продолжительность лекции достигается 30-40 мин. и применяются, как правило, в старших классах, т. к. включает большой объем учебного материала, требует устойчивого произвольного внимания, развитого мышления, т. е. рассчитана на подготовленного слушателя.

Обычно лекция подкрепляется самостоятельной работой учащихся над рекомендованной литературой.

Различают: вводные, текущие, итоговые (обобщающие, систематизирующие) и обзорные лекции.

Наиболее сложными для восприятия и осмысления являются лекции подытоживающего характера, углубляющие и систематизирующие полученные ранее знания.

В лекции обычно находят место описание, сравнение, разъяснение и расшифровка терминов и новой лексики, рассмотрение фактов и обобщения их, сообщение систематических знаний, полемики, цитирование первоисточников.

Устное изложение знаний в лекции позволяет учителю обеспечить идейную направленность обучения, будит мысль и чувства учащихся, что вносит в образовательную работу высокий эмоционально-волевой настрой, воспитывает любознательность, вызывает порыв к действию, а также служит образцом правильной речи, рассуждений и обоснованных выводов.

Но нельзя универсализировать слово учителя.

Важно

Обязанность учителя использовать во время лекции технические аудио — видео средства, различные другие методические приемы для активизации внимания и мышления учащихся. Сюда относятся: четкая постановка основного вопроса, сообщение плана лекции, деление материала на логические части, повторение, работа над терминами, фиксация на доске упомянутых дат, фамилий.

Необходима обязательная краткая запись лекции.

Беседа – вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и учащихся, предполагает у последних наличие определенных знаний.

Используется во всех классах, с 1-го по 11-й. Однако содержание и характер бесед при этом усложняется.

В зависимости от дидактических задач различают: вводные, повторительные, заключительные, закрепляющие, учетные беседы.

  • вводная беседа направлена на выявление имеющихся у учащихся знаний по теме;
  • повторительная беседа — на воспроизведение пройденного;
  • закрепляющая — на упрочнение знаний;
  • учетная — на проверку и оценку знаний;
  • заключительная — на подытоживание и обобщение изучаемого материала.

Беседа может носить эвристический и воспроизводящий характер.

В первом случае вопросы учителя направлены на то, чтобы вызвать активную мыслительную деятельность у школьников, побудить их самостоятельно решить поставленную задачу.

Воспроизводящая беседа направлена на получение ответов, содержащих заученные учениками формулировки (хронологические даты). Она носит характер повторения знаний.

Подготовка учащихся к беседе обеспечивается предварительным наблюдением за определенными явлениями, чтением рекомендованных источников, обзором материала по плану, данному учителем.

При проведении беседы учитель путем логической системы вопросов ведет учащиеся от одного звена рассуждений к другому.

Этот упорядоченный разговор, направляемый учителем, обмен сведениями и мыслями учащихся, в итоге, которого происходит обогащение знаний, формируются новые понятия и формулируются выводы.

Ценность беседы — в коллективной мыслительной деятельности учащихся. В ней принимает участие весь класс, каждый ученик. Вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся.

Высокий образовательный и воспитательный эффект беседы обеспечивается прежде всего содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, анализирующими и обобщающими и т. д.

Эффект беседы во многом зависит также от умения учителя правильно и разнообразно формулировать вопросы, определить их логическую последовательность, адресовать к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей.

Совет

Беседа, носящая характер рассуждений, в старших классах выливается нередко в дискуссию (борьбу мнений, принципиальный спор).

Метод работы с книгой — среди других методов занимает важное место (словари, справочники, журналы), где источником получения знаний является печатное слово.

Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление. Вне урока она не стеснена темпами и сроками, развивает познавательные интересы и склонности, совершенствует эстетические вкусы и духовные потребности учащихся.

Работа с книгой проводится на всех ступенях обучения.

Приемы работы с книгой зависят от возраста учащихся:

В младших классах учащиеся учатся понимать и запоминать текст, группируют вокруг прочитанного ранее усвоенное, оценивать его с точки зрения практики.

В средних и старших классах приобретают умение читать выразительно, анализировать и фиксировать прочитанное, использовать словари и справочники. Чтение используется как средство приобретения новых знаний.

Познавательные и вербальные игры — загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в угадайку и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету. Используются в младших и средних классах.

Они занимают на уроке 2-3 минуты и проводятся, когда необходимо передышка, разрядка, облегчающая восприятие сложного материала. В поиск и составление занимательного материала могут быть вовлечены сами учащиеся.

Это повышает их активность в обучении.

Словесные методы используются в преподавании всех учебных предметов. В изучении гуманитарных наук они являются ведущими. Недооценка устного изложения на уроке труда, черчения, живописи и музыки придает деятельности учителя механический, а иногда и автоматический характер, ограничивает возможности развития технического мышления, творческих способностей школьников.

Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она должны быть культурной и грамотной, лаконичной и образной, четкой и понятной; голос — достаточно громким,

 Наглядные методы обучения – это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

     Наглядные методы обучения необходимо использовать на занятиях в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.

     Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы.

Обратите внимание

Без внимания невозможно осуществлять ни одну сознательную деятельность, не возникает мысль. Следовательно, без внимания невозможно нормально построить процесс обучения.

Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников.

     У младших школьников небольшая устойчивость внимания, им свойственно частое отвлечение. В связи с этим с первых уроков необходимо “воспитывать” внимание.

     Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом.

Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске.

Практические методы.

 На занятиях учащиеся наряду с политехническими знаниями овладевают общетрудовыми политехническими умениями: проектировать продукт труда, планировать трудовой процесс, оборудовать рабочее место, осуществлять операции разметки, обработки, измерения, сборки, монтажа, отделки, проводить самоконтроль. Умение-это знание, примененное на практике. Под умением понимается сознательное выполнение учеником заданных действий с выбором правильных приемов работы. Знания могут не доводиться до степени умений. Например, ученик может знать, как следует резать бумагу ножом, но не уметь выполнять эту операцию. Поэтому для превращения знаний в умения необходимо проводить дополнительные инструктажи и тренировочные упражнения. В процессе обучения умениям ребенок воспринимает чужой опыт, например, опыт учителя, но главная роль при этом принадлежит личному опыту ученика.

При обучении умения трудовые операции обычно расчленяются на более мелкие элементы – трудовые приемы и действия. На первом этапе обучения каждое трудовое действие осуществляется учеником в замедленном темпе с тщательным продумыванием каждого выполняемого элемента.

Осмысленные и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы, которые, в свою очередь, требуют дальнейшего осмысления и совершенствования в процессе специальных упражнений. Трудовые приемы постепенно объединяются в операции, а затем в трудовые умения.

Важно

Обычно умения рассматриваются как первоначальная стадия навыка, под которым понимается автоматизированная деятельность ребенка. Однако наиболее сложные умения могут включать в себя элементы отработанных навыков. Таким образом, умения и навыки находятся в диалектическом единстве, они дополняют и обуславливают друг друга.

Однако умение всегда отличается от навыка тем, что оно постоянно связано с сознательным, не автоматическим выполнением трудовых действий. При формировании умений в коре больших полушарий головного мозга создается масса ассоциаций (связей) между сенсорными, аналитическими, двигательными и другими участками нервных клеток.

В начальных классах учитель обычно не ставит цели доводить овладение трудовыми операциями до уровня автоматизированных навыков, за исключением простейших действий по оперированию графической информацией и овладению простейшими приемами работы инструментам. Поэтому основное внимание на уроках трудового обучения учитель сосредотачивает на формировании у детей трудовых умений.

Методы обучения, их совершенствование — важнейшее условие успеха в работе учителя. Они помогают школьникам младших классов лучше усваивать материал и пробуждают его неподдельный интерес к процессу обучения.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/11/18/slovesnye-naglyadnye-i-prakticheskie-metody-organizatsii

Характеристика словесных методов обучения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Характеристика словесных методов обучения.

План

  1. Понятие о методах обучения.

  2. Выбор методов обучения.

  3. Сущность и содержание классификации методов обучения по источнику знаний.

1.Понятие о методах обучения.

Метод (от греч. слова metodos «путь к чему-либо») означает способ достижения цели.

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить? – выводит нас на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.

Метод – это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. (А.Е.Дмитриев и Ю.А.Дмитриев).

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Приемы обучения – это элементы, составные части, детали метода обучения.

(Например, инструктаж, выдача задания; в методе обучения беседе составными элементами могут быть приемы постановки вопросов, требования к ответам учащихся; сообщение плана изложения нового материала может стать приемом метода рассказа, объяснения; приемы анализа, синтеза, сравнения используются при объяснении, беседе, рассказе, упражнениях).

2.Выбор методов обучения.

Выбор методов обучения зависит от:

  • от конкретных педагогических целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение);
  • от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны);
  • от возрастных особенностей и возможностей учащихся;
  • от уровня подготовленности учащихся, уровня сформированности у них ЗУН;
  • от учебно-материальной оснащенности учебного заведения – наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств (ИКТ);
  • от возможностей и индивидуальных особенностей учителя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.

Тот метод следует считать лучшим, подчеркивал Л.Н.Толстой, которым лучше владеет педагог.

3. Сущность и содержание классификации методов обучения по источнику знаний.

Существуют сотни классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.

1 классификация: по источнику знаний.

Методы обучения

Источники знаний, умений и навыков, методы их передачи и приобретения

Словесные методыобучения Наглядные методыобучения Практические методыобучения
лекциярассказобъяснениебеседадискуссия работа с книгой наблюденияиллюстрациидемонстрации упражнениялабораторные работыпрактические работывыполнение учебно-трудовыхзаданий
живое слово книга жизненные явления илиих изображения практический опыт

Словесные методы обучения – лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой. Эти методы широко используются в процессе формирования у детей теоретических и фактических знаний. Обеспечивается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися.

Ознакомление учащихся с фактами, представлениями осуществляется преимущественно в готовом виде. Недостаточно внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению заданий поискового творческого характера, развитию у детей логического мышления, познавательной самостоятельности и активности.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ- изложение, рассказ-заключение.

Рассказ-вступление (цель) – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяет вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении.

Рассказ-изложение учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает указания по дальнейшей самостоятельной работе по этой теме.

В ходе рассказа используются такие методические приемы как активизация внимания, ускорение запоминания – мнемотехнические, ассоциативные, логические сравнения, сопоставления, выделение главного, резюмирование.

К рассказу предъявляется ряд педагогических требований:

  • содержать только достоверные и научно проверенные факты;
  • включать достаточное число ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • иметь четкую логику изложения;
  • выделять ведущие положения, идеи, концентрировать на них внимание детей4
  • быть эмоциональным, выразительным;
  • излагать простым и доступным языком (произносить фразы, слова ясно, отчетливо, внятно; излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала; избегать употребление слов паразитов типа «так сказать», «значит», «это самое», «как бы»);
  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям (т.е. высказывать собственное мнение, выражать свои чувства, отношение);
  • рассказ должен быть коротким (до 10 мин.) – всемерно учитывать особенности детей младшего школьного возраста, у них слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых фактов, событий, они быстро утомляются, не могут длительное время слушать рассказ учителя;
  • изложение можно сочетать с чтением школьников отрывков, фрагментов из учебника или учебного пособия;
  • обеспечивать запись детьми правил, определений, дат, фактов, наиболее важных положений;
  • повторять наиболее значимые, важные положения, выводы (например, для отряда хищных свойственно:
  1. питание животной пищей

  2. развитые органы чувств

  3. хорошо развит головной мозг)

Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение правил, законов, способов действий, демонстрации опытов.

Объяснение – это монологическая система изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

При объяснении учителями должны соблюдаться педагогические требования:

  • четко формулируются цели, задачи объяснения, выделяются вопросы, подлежащие раскрытию;
  • материал излагается в строгой последовательности, системе;
  • обеспечивать понимание детьми учебного материала, привлечение их к активному наблюдению объясняемых явлений, иллюстраций и демонстраций, ИКТ;
  • устанавливать связь с прошлым опытом, с их представлениями и понятиями;
  • использовать сравнения фактов, предметов, явлений, сопоставления, аналогии – это основа понимания. Например:

1.сравнение сходных и полярных положений (сложения-вычитания, умножения-деления, гласные-согласные звуки).

2.сопоставление после того, как хорошо изучены правила:

Ь – показатель мягкости согласных Ъ – разделительный твердый знак

  • пишется на конце и в – пишется в середине слова;

середине слова;

  • после согласных; – после согласных;
  • перед согласными; – перед гласными;
  • показывает, что согласные – показывает, что согласные не

произносятся мягко не сливаются с гласными

  • привлечение ярких примеров;
  • выделять существенные признаки, характеризующие сущность усваиваемых правил, понятий, законов. Например, четко выделяются такие признаки понятия «треугольник»:
  1. замкнутая ломаная линия;

  2. состоит из трех отрезков прямой;

  3. имеет три угла;

  4. сумма любых двух сторон больше третьей;

  5. сумма всех углов треугольника равна 180.

  • Объяснение сочетается с показом наглядных средств обучения, проведением опытов, с использованием ИКТ, персональных компьютеров.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа относится к наиболее известным методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода – побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода более разностороннего и эффективного во всех отношениях.

Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний, достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний.

Совет

Беседа максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика и воспитательная ее роль.

Страницы: следующая →

1 2 Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Реферат >> Педагогика

    … .

    Методы обучения Источники знаний, умений и навыков, методы их передачи и приобретения Словесные методы обучения Наглядные методы обучения Практические методы обучения лекция …

  2. Реферат >> Педагогика

    … систематизации восприятия.) 2. Классификация методов обучения Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно … восприятия). Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант), затем эта …

  3. Реферат >> Педагогика

    … виде характеристики методов обучения всех других классификаций.      В ряд названных классификаций методов обучения

    Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер. – М., 1981. Осмоловская, И.М. Словесные методы обучения. – М.

    , 2008 …

  4. Реферат >> Педагогика

    характеристика методов научного исследования Различают традиционные и современные методы обучения.

    Традиционные методы направлены на обучение

    методов обучения в дидактике Методы обучения, выделяемые по источнику знаний: Словесные методы обучения: …

  5. Реферат >> Педагогика

    методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе. Прежде чем перейти к характеристике отдельных методов обучения

Хочу больше похожих работ…

Источник: https://works.doklad.ru/view/WpDkXjY7YEo.html

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) – 45. Наглядные и практические методы обучения

Страница 45 из 90

45. Наглядные и практические методы обучения

1. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.

Данные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

– метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

– метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

2. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические; учебно-трудовые.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

– упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения;

– упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.

Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований:

– сознательный подход учащихся к их выполнению;

– соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

3. Лабораторные работы – это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Обратите внимание

4. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

5. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, где каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Игра активизирует процесс непроизвольного запоминания, повышает интерес к познавательной деятельности.

Основные структурные элементы учебной игры:

– моделируемый объект учебной деятельности;

– совместная деятельность участников;

– правила игры;

– принятие решения в изменившихся условиях;

– эффективность применяемого решения.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения, но они могут сыграть в обучении положительную роль в том случае, если используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalka-po-pedagogike-dlya-pedagogov/45-naglyadnie-i-prakticheskie-metodi-obucheniya

Ссылка на основную публикацию